Blue Flower

Главная

 

  Давайте знакомиться! Меня зовут Чаюк Олеся Леонидовна,    работаю учителем-дефектологом  на ПКПП ГУО «Санаторный  ясли-сад №21 г.Речицы». Буду очень рада, если моя страничка  поможет родителям найти ответы на интересующие вопросы.

 

 

 

 

  Язык — это среда, в которой объединяются «Я» и мир.

Ханс Георг Гадамер

  

 

  

 

 

 Всем родителям хочется, чтобы ребёнок говорил чисто, правильно, выразительно.  Именно  развитая речь со всеми  ее  компонентами является одним из важнейших показателей готовности ребёнка к школьному обучению,  индикатором его  коммуникативных возможностей.  Но, к сожалению, очень часто у малыша  бывает "каша во рту". В  этом случае на помощь  ребенку и семье приходит наука логопедия и ее представитель в детском саду  - учитель-  дефектолог.

 

Неделя профессионального мастерства учителей- дефектологов

На базе нашего учреждения образования началась Неделя профессионального мастерства учителей- дефектологов пунктов коррекционно- педагогической помощи учреждений дошкольного, общего среднего образования.

          

        

Возрастные показатели, которым должен соответствовать каждый ребёнок 

  •  новорожденная кроха, конечно, может только кричать или плакать;
  • уже к 3 месяцу малыш начинает произносить звуки, похожие на «гуление», молчание – это тревожный знак;
  •  к 8-10 месяцу ребенок начинает понимать речь взрослых, пробует копировать некоторые слова или слоги;
  •  к концу первого года ребенок реагирует на слова взрослых, не зависимо от интонации;
  •  собственно речь начинает развиваться к 1,5 годам;
  • к 2 годам малыш уже успешно понимает речь взрослых, выражает свои мысли элементарными предложениями, чуть ли не ежедневно обогащая свой словарный запас;
  •  2-3 года – это период, когда ребенок строит сложные фразы и его словарный запас составляет 500-1000 слов.
  •  к 5 годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все (!) звуки речи.

       Если у вашего малыша что-то не так, вам следует обраться к специалисту. Каждому ребёнку в возрасте 3-5 лет необходима консультация логопеда. 

 

    В каком случае нужно обратиться к логопеду:

  • Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием». Не ждите пока «сам заговорит».
  •  Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька».
  •  Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит, т.е. искажает звуки, обратитесь к логопеду в любом возрасте ребёнка. Это  речевое нарушение и самостоятельно оно не исправится.
  • Если ребенок пошел в школу и у него начались проблемы с чтением и письмом. Например, не понимает прочитанное или во время чтения изменяет слова, теряет буквы в слове, при письме не дописывает элементы букв, путает буквы сходные по начертанию (П-Н-Т), не различает похожие слова (Бочка-почка).
  • Если у ребенка после какой-либо травмы (падение, ушиб, «лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с письмом – пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек – проверьтесь не только у логопеда, но и у невропатолога, так как это могут быть симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1. На первом этапе с ребенком необходимо разви­вать подвижность органов речи.

2. Начинать занятия надо с артикуляционной гимнастики. Проводится гимнастика перед зеркалом. Цель артикуляционной гимнастики — выработка определенных и пол­ноценных движений органов речи, необходимых для произношения звуков.

3. После постановки правильного произношения звука, необходимо закрепить его произношение в речи. Начинать необходимо с простых словосоче­таний и слов. Проводить занятия строго по реко­мендации логопеда и не усложнять речевой материал.

4. По мере усвоения правильного произношения требуемого звука родители должны следить в по­вседневной жизни за речью ребенка, контролиро­вать произношение правильных звуков.

И если ребенку не оказывается ранняя и своевременная помощь, то к моменту поступления в школу, он будет на­ходиться на недостаточно высоком уровне речевого разви­тия, чтобы успешно усваивать школьные знания.

Чем раньше родители и логопед заметят отставание в речи, тем больше останется времени у ребенка, чтобы дог­нать своих сверстников с помощью логопедических занятий.

 

Как организовать логопедические  занятия дома

Вам понадобится:

-Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

-«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).

-Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)

-Разрезные картинки из двух и более частей.

-Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

-Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.

-Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

Ежедневно проводятся:  

  •          Игры на развитие мелкой моторики,
  •          Артикуляционная гимнастика (2 раза в день),
  •          Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  •   Игры на формирование лексико-грамматических категорий

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться    небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения для губ

“Улыбка” - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

“Заборчик”- рот открыт. Верхние и нижние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке.

“Трубочка (Хоботок)”- вытягивание сомкнутых губ вперед.

“Колечко”- рот открыт, принимает форму колечка.

Статические упражнения для языка

“Птенчики”- рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

“Лопата”- рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

“Чашечка”- рот широко открыт, широкий язык в форме чашечки поднят кверху, передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.

Чашечка вне ротовой полости и в ротовой полости.

“Иголочка”- рот открыт, узкий напряженный язык высунут вперед.

“Грибок”- рот открыт, язык широкий, плоский присосать к твердому небу.

“Горка”- рот открыт, широкий язык опущен за нижние зубы и упирается в них. Спинка языка поднята вверх.

Динамические упражнения для языка

“Часики”- рот приоткрыт, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта (вправо влево).

“Орешек в рту”- рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну то в другую щеку.

“Вкусное варенье”- рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу туда обратно.

“Почистим зубы”- рот приоткрыт, кончиком языка “почистить” верхние и нижние зубы, делая круговые движения языка между губами и зубами.

“Качели”- рот открыт, движение языка вверх вниз, (к верхней - нижней губе, к верхним - нижним зубам, за верхние нижние зубы).

“Змейка”- рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

“Маляр”- рот открыт, “погладить” кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед- назад.

“Гармошка”- улыбнуться, открыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу, не опуская язык открывать и закрывать рот ( подъязычная связка растягивается как меха гармошки).

“Индюк” - рот приоткрыт, положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, как бы поглаживая губу, убыстряя темп, добавить голос, пока не послышаться: бл-бл-бл.

“Лошадка”- рот приоткрыт, щелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык.

“Фокус”- учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть,  язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, сдуть ватку, положенную на кончике носа. При этом ватка взлетает строго вверх.

“Барабанщик”(Дятел)- улыбнуться, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д]. Сначало медленно, затем убыстряя темп.

Упражнения на растягивание подъязычной связки

-маляр

-качели

-вкусное варенье

-лошадка

-грибок

- гармошка

-дятел

-фокус

На блюдечко можно положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.

   

 Развитие мелкой моторики

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

1)Рисование, обводка, штриховка

Необходимо приучать детей раскрашивать карандашами, а не фломастерами, т.к. при работе с карандашами лучше развивается моторика, формируется нажим.

Необходимо приучать детей штриховать в одном направлении, не переворачивать листок.

2)Шнуровка, завязывание узлов, застегивание пуговиц

3) Игры с крупой

-выкладывание узора(солнышко, домик,снеговик,шарик и.т.п.)

-сортировка круп(разложить фасоль и горох в разные формочки)

-собери крупу в бутылочку с узким горлышком…

4)Выложи узор

-палочками

-спичками

-нитками

-шнурками

-пуговицами и. т .п.

5)Лепка

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. Так же важно различать и анализировать звуки речи – это умение называется фонематическим слухом. Для того, чтобы научить ребёнка правильно и чётко говорить нужно развивать у него слуховое внимание и фонематический слух.  

            Игры, направленные на развитие слухового внимания:

  • "отгадай, что звучит"

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

  • "разговор шепотом"

 Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

  • "слышим звон и знаем, где он"

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Произносите один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем попросите ребенка воспроизвести образец. 
Например: А - плачет девочка 
А - показывают горло врачу 
А - поет певица 
А - девочка укололась иголкой 
А - качают малыша 
О - удивилась мама 
О - стонет больной 
О - поет певица 
О - кричит охотник в лесу 
У - гудит паровоз 
У - звучит дудочка 
У - плачет мальчик. 
  Это упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Предложите сказать ребенку "МЯУ" громко (кот рядом и просит есть), тихо, если кот за дверью; высоким голосом (котенок маленький); низким голосом (старый кот). Аналогично изменяйте звуковые параметры при воспроизведении следующих звукопродражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.д. 

     Узнай по описанию

 Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи. 

Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно 
производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т.д.), 
Ход игры: 
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы 
и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он 
поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь. 
Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, 
мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять 
бумагу и т.п. 
За каждый правильный ответ ребенок получает награду цветные 
фишки или маленькие звездочки. 
     Поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.