Blue Flower

Главная

Когда Вы едете в незнакомый город, Вам будет спокойнее и проще сориентироваться в нём, если Вы заранее узнаете местные традиции, правила и то, как Вам удовлетворить насущные потребности (где можно поесть, поспать, добыть воду, умыться и т.д.). Это то, что необходимо знать человеку на новом месте для спокойной адаптации. Чем больше Вы знаете о новом месте – тем легче Вам там сориентироваться и привыкнуть. Так же нужно подготовить и Вашего ребёнка к саду – рассказать ему о садике и научить тому, что будет необходимо и полезно:

•      Заинтересуйте ребёнка.

Дети перенимают эмоции и взгляды родителей, поэтому очень важно Ваше отношение к саду и Ваши ожидания. Важно настроиться положительно самому и настроить положительно ребёнка. Решите, зачем Вашей семье нужен садик и объясните это ребёнку:

- родители ходят на работу, а дети ходят в садик;

- детский сад – это специальный дом, где всё для детей (маленькие стульчики, столики, низкие раковины и т.д.);

- в саду очень интересно, там много игрушек, ребят (появятся друзья); с детьми занимаются, играют и гуляют воспитатели; можно узнать много нового и интересного.

Даже если Ваш ребёнок ещё не разговаривает сам, необходимо объяснять ему, что с ним происходит. Неожиданная смена обстановки повергнет в шок не только ребёнка, но и взрослого.

Для лучшего объяснения ребёнку, что такое садик, можно поиграть с ним в сад. Рассадите игрушки, разыграйте разные сценки из жизни сада (все детки вместе садятся кушать; а вот они играют – и делятся игрушками; все собираются на улицу, и воспитатель помогает малышам одеваться, но кому-то приходится подождать). Предложите ребёнку побыть в разных ролях (малышом в саду, мамой, отводящей ребёнка в сад, воспитателем).

•      Постарайтесь приблизить режим дня ребёнка к режиму дня в садике.

Расскажите ребёнку о режиме дня доступным ему языком (вы позавтракаете, потом поиграете, потом оденетесь, пойдёте гулять и т.д.). Такой рассказ помогает ребёнку запомнить режим дня и упорядочить свою жизнь. Для маленьких детей необходимо ощущение стабильности, которое во многом создаётся стабильным режимом дня. Поэтому приближение домашнего режима к режиму дня в саду даст Вашему ребёнку ощущение «всё идёт, как я привык – всё хорошо».

      Дайте ребёнку в садик любимую игрушку, привычную одежду.

Такой «кусочек дома» эмоционально поддерживает ребёнка в новой ситуации.

•      Учите ребёнка навыкам самообслуживания (самостоятельно одеваться, есть и т.д.), подберите удобную одежду (которую просто одевать и снимать).

Чем беспомощнее ребёнок, тем ему сложнее справиться с теми трудностями, что встречаются в саду (умыться, одеться, раздеться и т.д.), тем чаще он расстраивается.

•      Учите ребёнка общаться со сверстниками (просить игрушку, делиться своей, подождать, пока другой ребёнок поиграет и т.п.).

В саду много детей, и отношения их между собой могут складываться по-разному. Дети ещё учатся общаться друг с другом, и в этом им может понадобиться помощь взрослых.

•      Учите ребёнка общаться со взрослыми.

Сотрудничайте с воспитателями и предложите это ребёнку – видя ваши хорошие отношения, ребёнок будет спокойнее и охотнее идти на контакт с воспитателем. Объясните, что за помощью можно обратиться к воспитателю (или его помощнику). Учите, как попросить помощи, как обратиться.

•        Учите ребёнка играть.

Ребёнок, который может занять себя, - легче привыкает к саду. В раннем возрасте (1-3 года), в основном, это предметная игра, т.е. нужно показывать ребёнку, как можно обращаться с предметами, исследовать их (повозить, покатать, погреметь, переставить, повернуть и т.д.). В более старшем возрасте в игру добавляются сюжеты (купаем малыша, кормим куколку, ставим машинку в гараж) и воображение (этот кубик будем мылом, эта палочка - ложкой).

•      Будьте внимательны и доброжелательны к ребёнку в период адаптации (внимательно слушайте, интересуйтесь, что он делал, во что играл, чем занимался, что понравилось, что было интересно).

В саду Ваш ребёнок будет проводить несколько часов – без Вас, – поэтому совместное времяпрепровождение с ребёнком должно возмещать время, проведённое в саду. Ребёнку необходима Ваша эмоциональная поддержка (обнимайте, гладьте), но не надо его чрезмерно заласкивать и жалеть. Радуйтесь его успехам, поддерживайте.

•        Прощаясь с ребёнком, создайте свой ритуал (поцелуйте, обнимите или придумайте что-то своё).

Не нужно затягивать прощание – это только расстроит ребёнка и Вас. Чтобы Ваш ребёнок легче переносил расставание, нужно, во-первых, чтобы Вы были уверены, что он с этим справится (маленькие дети ориентируются на родителей). Во-вторых, нужно, чтобы он был уверен, что Вы за ним вернётесь. Такой гарантией ребёнку может служить вещь из дома (например, его игрушка). Необходимо говорить ребёнку, когда Вы за ним вернётесь – так, чтобы ему было понятно. Важный момент – у маленьких детей нет временной перспективы, т.е. «через 3 часа», «завтра», «каждую неделю» - для них непонятно. Поэтому ребёнку нужно объяснять время через действия (сейчас вы позавтракаете, потом поиграете, погуляете, потом вы пообедаете – и тогда я за тобой приду). Не врите ребёнку!

 Тяжёлые эмоциональные состояния в период адаптации связаны с нестабильностью и переменами – ребёнок не знает, чего ждать. Единственное, на что он может полагаться в это время – это на слова взрослых. Если Вы обещаете прийти через 5 минут, а возвращаетесь через 5 часов – это очень обеспокоит ребёнка. Представьте, что кто-то пообещал Вам вернуться через час, а вернулся через 5; и Вы не можете связаться с этим человеком. Вы же будете переживать. А если Вы от этого человека зависите – если в представленном уже незнакомом городе Вас не забирает обещанный гид? Вы сидите и ждёте его, не зная – опаздывает ли он и насколько, или же забыл про Вас. Для Вашего ребёнка – то, что Вы за ним вернётесь и не оставите в саду – совершенно неочевидно.

•        Щадите нервную систему ребёнка.

Ограничьте на период адаптации количество новых впечатлений у ребёнка (походы в новые, неизвестные ранее места, цирк, театр и т.д., просмотр фильмов и мультфильмов). В саду у ребёнка большое количество новых впечатлений – дайте ему привыкнуть к ним и усвоить их.

Не ругайте ребёнка, не пугайте. В это время его нервная система работает на пределе, оттого ребёнок может капризничать, плакать, ругаться и т.д. Не наказывайте его – просто он устаёт (поэтому ему нужно отдыхать) и нуждается в Вашей поддержке (совместном времяпрепровождении и участии в его жизни).